МУ "Дновский районный культурный центр"


Главная | Регистрация | Вход | RSS
-->Главная » 2017 » Июнь » 8 » Слайд-экскурсия по достопримечательностям г.Дно
16:11
Слайд-экскурсия по достопримечательностям г.Дно
  1. Город Дно - административный центр Дновского района Псковской области и муниципального образования «Дно» со статусом «городское поселение». Статус города Дно получило в 1925 году. Расположен на Шелонской низменности, в 113 км от Пскова. Железнодорожный узел и станция Дно, соединяющая Псков с Москвой через Бологое и Старую Руссу, а также Санкт-Петербург с Витебском иПолоцком.

"Слово " дно " в русском языке имеет много значений, в том числе и такие: самая низменная часть долины; основание стога; остатки большого костра углежогов; слои почвы, который лежит под пахотным слоем и т.д. В древнерусском языке, по-видимому, слово имело и некоторые другие значения. Конкретизировать происхождение названия селения уже практически невозможно.

Начинался город с нескольких десятков дворов, но постепенно рос, крепчал. Не миновали город частые в те времена несчастья: голод, эпидемии, мор. Тогда город почти угасал, люди уходили из этих мест, но ни разу Дно не исчезал с карты России. Удачное местоположение города способствовало созданию дорог, так нужных крепнущему Российскому государству. Сначала здесь пролегли дороги со станциями, лошадьми, ямщиками, затем - железные дороги, идущие в разных направлениях через Дно. Это диктовало развитие города, состав населения, промышленность. И к началу XX века Дно стал одной из важнейших железнодорожных станций северо-запада России.

Впервые деревни Дно Большое и Донце Меньшое упоминаютсяв новгородских писцовых книгах в начале XV века(XI век). Дно за время своего существования не раз менял свой статус: то он принадлежал Господину Великому Новгороду, то Московскому Великому князю, позже Пскову. Когда земли по Шелони принадлежали Новгороду, многие деревни были монастырскими. До десятка деревень числилось за Новгородским Юрьевким монастырем. Деревни Дно и Донце Меньшое принадлежали Косьмодемьянскому монастырю.

С середины XVI века деревня Донце Меньшое уже нигде не упоминается, существуют 2 версии - или она запустела после эпидемии чумы, свирепствовавшей в 1550 году, или соединилась с Дном Большим. В 1576 году в сельце насчитывалось 33 двора, из которых 14 крестьянских и 11 - ремесленных. Согласно документам, селом владел крупный помещик Афанасий Бельский, родственник Малюты Скуратова.

Так или иначе, но уже в 18 веке во многих документах употребляется параллельное название - Донщина. К концу 19 века Дно (или Донщина) стало большим селом с пятью- шестью сотнями жителей.

В середине 19 века Днои жители этой деревни, прилегающие поля, луга, леса-все было собственностью богатого помещика в генеральском чине Петра Адамовича Ноинского.

До революции деревня Дно была условно разделена на два края - Ильинский и Вознесенский (улица Красина и Социалистическая). Здесь насчитывалось до 80 крестьянских дворов. Многие не имели в хозяйстве даже лошадей, чтобы обрабатывать землю. Среди таких "безлошадных" были семьи Лебедевых, Морчуговых, Никитиных и других местных жителей. Крестьянские избы были тесными, полутемными, так как окна почти наполовину засыпались опилками. Освещались избы лучиной, которая вставлялась в трехрожковый металлический светец и, чтобы избежать пожара, под светец с горящей лучиной подкладывался жестяной противень.

2. В истории России нет такого события, которое тем или иным способом не коснулось казалось бы небольшого, населенного пункта, города Дно. Я предлагаю совершить путешествие по достопримечательным местам нашего города и вспомнить некоторые исторические моменты.

3. МУ «Дновский районыый культурный центр»

Музейный отдел, Выставочные залы Дома ремесел, который был открыт 14 ноября 2000 года. Ежемесячно проходят выставки изделий Дновских мастеров, мастер – класс по декоративно прикладному творчеству.

4. Памятник воинам-афганцам.

Сначала это была аллея призывников, которая появилась под руководством Ю. Резепова. Еще есть люди, которые помнят, как молодые призывники из здания клуба имени Дзержинского шли в парк, копали ямки и сажали березки. Среди первых, кто сажал березки был Сергей Гордя. Перед уходом в на службу в армию стало традицией сажать березки. Но, к сожалению, к 2014 году практически полностью все заросло кустарником, и скопилось много мусора. Именно в это время под руководством Владимира Петрова была создана инициативная группа неравнодушных граждан «Возрождение Дно». Она в течение нескольких дней провела субботник. Активные дновцы очистили территорию и установили большой камень, на котором поместили табличку с надписью «Данный мини-парк заложен в 1986 году воинами-афганцами, вернувшимися с афганской войны, и призывниками, уходившими на службу в 2002 году».

5. 1988 г. В честь вооруженных сил СССР. Двухфигурная композиция – красноармеец и солдат Великой Отечественной войны со знаменем, на пьедестале. На стене военкомата макет ордена Великой Отечественной войны и мемориальная доска. Изготовлен на ленинградском комбинате «Росмонументскульптура».

6. Вокзал. Современный вокзал построен в стиле сталинского ампира в 1952е году. В центре вокзала расположен зал ожидания и кассы. Фасады прорезаны с двух сторон широкими арочными окнами, здание увенчано башней с высоким шпилем. Эта башня является символом города Дно. Пролёты арок соединяют основную часть вокзала со служебными помещениями. Вокзал- это визитная карточка города.

7. В 1997 году к столетнему юбилею локомотивного депо станции Дно в свет вышла книга Владимира Ивановича Миронова — ветерана-железнодорожника «Маршрут длиной с 100 лет», в которой автор воспроизводит яркие страницы истории и современности не только локомотивного депо, но и города Дно. В одной из глав («Новая станция») он пишет:

«...Тогда же был построен и первый вокзальчик—маленький, деревянный, но необыкновенно привлекательный по внешнему виду. Недаром даже в Петербурге продавались серийные фотооткрытки с надписью: "Вокзал станции Дно"...».

«... Справедливо будет сказать несколько слов и о вокзалах станции Дно. За всю обозримую историю их было несколько. Как мы уже говорили, самый первый вокзальчик был чисто "декоративным", символическим, хотя и очень привлекательным. Практических функций он не нес ни для служащих -железнодорожников, ни для пассажиров. Даже начальник станции и его помощник жили по соседству. А находились здесь только дежурные с флажками и телеграфист. На смену этому вокзальчику пришёл новый—более внушительный и комфортабельный. Настоящий монолит из красного кирпича с тремя башенками и вокзальными часами. Кстати, закончили его строительство к началу 1916 года. В сооружении участвовали не только квалифицированные рабочие, крестьяне близлежащих деревень, но и пленные солдаты-австрийцы. Были здесь залы ожидания первого и второго классов, ресторан и буфет, а отправлялись пассажирские поезда по сигналу большого медного колокола.

8. В годы Великой Отечественной войны вокзал был полностью разрушен, а новый, который поднимает свой шпиль к небу, и такой знакомый каждому дновцу, появился уже в 50-х годах. Большой и красивый, он стал не только символом, но и визитной карточкой города...».

 

  1. . Станцию Дно на­чали строить в 1894 году и открыли для движения в 1897-м.
  • конце ноября 1897 г. министр путей сообщения доложил царю, что одиннадцатого числа на линии Бологое-Псков открыто пассажирское и товарное движение... Многие жители переселялись поближе к Дно... Этот процесс стал еще более интенсивным, когда в 1901 году открылось движение на юг до Новосокольников. Дно прибавилось разъездных путей.

Были построены круглое паровозное депо, станционный поселок. В депо было 12 стойл для паровозов. В центре был поворотный круг. При депо были построены малые железнодорожные мастерские.
В 1904 году открылось движение по железной дороге Санкт-Петербург - Витебск, прошедшей через Дно. Станция превратилась в крупный железнодорожный узел.

Первая мировая война внесла серьёзные коррективы в развитие железных дорог России. Теперь главной характеристикой железной дороги стала её пропускная способность, а также возможность концентрировать большое количество вагонов на станциях. Эти причины и побудили правительство инициировать коренную перестройку многих станционных узлов на всех дорогах, включая и ветку СПб - Дно.

А станция Дно превратилась в крупный узел, способный одновременно принять 2325 вагонов (550 вагонов на станции Дно I, 850 вагонов на станции Дно II, 440 вагонов на станции Дно III, плюс на путях базисных магазинов размещалось еще 485 вагонов).

Корниловский контрреволюционный мятеж 27 августа 1917 года. Железнодорожники станции Дно останавливали эшелоны Корниловских мятежников , рвавшихся к революционному Петрограду. Машинисты Иван Иванович Богданов, Григорий Яковлевич Калевари - члены Дновского ревкома проникли в эшелон корниловцев и распропагандировали солдат. Генерал Балуев- командующий запалным фронтом получил приказ : - "Прочно занять надежными войсками станцию Дно...". На помощь дновским железнодорожникам прибыли на вокзал ревалюционно настроенные части Ревкома западного фронта. На станцию Дно и ближаших перегонах машинисты тушили свои паровозы, оставляя эшелоны врага на глухих полустанках без связи, без водопоя лошадей, без подвоза продовольствия казакам и горцам "Дикой дивизии". Октябрьская социалистическая революция 1917года. 25.10.1917 года, на митинге у привокзальной площади 2 тысячи железнодорожников , крестьян и солдат приняли резолюцию о недоверии временному правительству Керенского и полной передаче власти Советам.

В 20-30-х годах здесь организовывал военные перевозки будущий заместитель народного комиссара путей сообщения Л. Кагановича, главный движенец страны Герман Васильевич Ковалев (1896-1952), полный Георгиевский кавалер, Герой Социалистического Труда, кавалер трех орденов Ленина, четырех знаков «Почетному железнодорожнику», руководитель в разное время Московско-Киевской дорогой, Донецким и Юго-Западным железнодорожными округами, восстановлением дорог Германии.
Не обошли станцию и сталинские репрессии: диспетчер станции Богданов Валерий Иванович расстрелян в 1938 году, репрессирован поездной вагонный мастер Кононов Тимофей Николаевич

10. Пашков Иван Семенович

На витебской стороне вокзала находится мемориальная доска с именем героя, лейтенанта милиции, начальника линейного отделения милиции Ивана Сергеевича Пашкова. 17 июля 1941 года Иван Сергеевич Пашков получил телефонное сообщение от бойца, дежурившего у железнодорожного моста через реку Полонка о том, что возле «водокачки» появились немцы. Пашков предположил, что в этом районе высадился вражеский десант. Было решено направиться к мосту двумя группами, окружить и уничтожить десант. Одна группа из 14 человек, вооруженных винтовками и пистолетами, во главе с Иваном Сергеевичем, отправилась со станции Дно по железной дороге на автодрезине. Почти сразу после проследования железнодорожного переезда на 248 км. дрезина с первой группой была обстреляна немцами из минометов. Как оказалось, это был не десант, а передовые регулярные части наступающей фашистской армии. Иван Сергеевич Пашков, укрывшись за насыпью, стал прикрывать огнем из пулемета отход своих коллег и погиб в неравной схватке с противником. В память о подвиге Ивана Сергеевича в музее истории С-З УВДТ посвящен специальный стенд.

 

11. Паровоз-памятник Эм 728-23

Паровоз на постаменте установлен в честь революционных, боевых и трудовых традиций дновских железнодорожников.
Построен в 1933 г. Ворошиловградским заводом. Установлен на постамент 5 августа 1990 года.
С идеей и инициативой воздать должную память ветеранам-железнодорожникам, участникам первых пятилеток и Великой Отечественной войны, как и с многими другими хорошими инициативами, вновь выступил трудовой коллектив локомотивного депо. Его горячо поддержали работники вагонного депо, дистанции пути, восстановительного поезда и других служб.
12. В 1947 году бригада паровоза Эм 728-23, по решению комитета комсомола депо, была преобразована в комсомольско-молодежный коллектив. В его составе в тот далекий период работали старший машинист А. А.Климин, машинисты А. В. Николаев, В. М. Александров, помощники машинистов К. П. Шуев, Н. Е. Михайлов, В. И. Балабин, А. Е. Иванов, кочегары М. Синев, И. В. Кустов, В. Д. Сазонов и другие

13. 3 марта 2007 года утром архимандрит Павел отслужил молебен святым Царственным Страстотерпцам и иконе Божией Матери "Державная" в храме Архистратига Михаила города Дно, сообщаетИнтерфакс-Религия. Православные города Дно, пришедшие встречать Крестный ход, после молебна прикладывались к мироточащей иконе Божией Матери и замироточившей после молебна иконе Царя-Мученика. По окончании молебна, Крестный ход с иконами Державной Божией Матери, Царственных Мучеников и Царя-Страстотерпца с молитвенными песнопениями прошел к железнодорожному вокзалу станции "Дно", возле которого также был отслужен молебен и поставлен Поклонный крест, привезенный из Москвы в память о начале Русской Голгофы. Крест до вокзала несли дновские дети,

14. Анастасия Александровна Бисениек (урожд. Финогенова; 1899, — участница дновской подпольной организации, действовавшей во время немецкой оккупации и организовывавшей диверсии на железнодорожном транспорте, побеги пленных из концлагерей, агитационную работу в оккупированном городе. В 1965 году удостоена звания Героя Советского Союза (посмертно).

18 июля 1941 года В. И. Зиновьев и работавший секретарём райкома ВКП(б) М. И. Тимохин, предвидя отход оборонявшихся частей 22-го стрелкового корпуса и наступление немецких войск, решили организовать партизанский отряд (впоследствии он получил название «Дружный», Зиновьев стал его командиром, Тимохин — комиссаром, а старший сын Анастасии Юрий — бойцом партизанского отряда и связным). Перед уходом из города они встретились с Анастасией Бисениек, предложив ей стать старшей в группе советских патриотов, оставляемых в городе для борьбы с немецкой оккупацией, организовав при этом наблюдение за ситуацией в городе и на железнодорожном узле, взаимодействие с партизанами-связными (которых обещали периодически присылать из леса), конспиративные встречи на квартире у своего отца-сапожника (в доме которого постоянно появлялись многочисленные посетители, нуждавшиеся в ремонте обуви, а появление в их доме случайных людей не вызывало подозрений), вербовку новых подпольщиков среди оставшихся в городе жителей и по возможности — задержать движение поездов в сторону Ленинграда (опасаясь наступления на Ленинград, советское командование поставило перед партизанскими соединениями задачу дезорганизовать работу транспортных коммуникаций немецких соединений, в частности — на дорогах из Прибалтики и Дновском узле). Анастасия приняла предложение Зиновьева, отказавшись от возможности эвакуироваться в тыл и оставшись с младшим сыном Константином в городе, который на следующий день, 19 июля, был оккупирован немецкими войсками. Анастасия привлекла к подпольной работе и обучила двух молодых помощниц-комсомолок — Зинаиду Егорову и Нину Карабанову. Через сельскую учительницу Е. И. Иванову Бисениек установила связь с подпольем деревни Ботаног, фактически находившуюся под контролем партизан. Первым связным, отправленным к Анастасии из партизанского отряда В. И. Зиновьева, стал её сын Юрий, который рассказал матери о переходах отряда, расположившегося на юго-западной окраине Дновского района вблизи озера Белого. Она в свою очередь рассказала сыну то, что ей удалось узнать о состоянии дел в оккупированном городе, включая информацию о расположении комендатуры, охранной роты, временного аэродрома и замаскированных немецких орудий (которые спустя несколько дней были уничтожены советскими бомбардировщиками), о ходе ремонтных работ в депо, а также о жителях города, сотрудничавших с оккупационной администрацией. Впоследствии и другие связные партизанского отряда Зиновьева (который впоследствии был присоединён к 2-й Ленинградской партизанской бригаде под командованием Н. Г. Васильева и ушёл из района, организовав серию диверсий на дорогах) ходили на связь в Дно, передавая Анастасии советские газеты, агитационные листовки, различные поручения и получая от неё информацию о положении дел в оккупированном городе.

Летом 1943 года Анастасия Бисениек была неожиданно арестована агентами ГФП. У немецкой тайной полиции не было улик против неё, и следователь пытался склонить её к сотрудничеству с немецкой контрразведкой. Она отказалась от сотрудничества, сославшись на больных родителей; на какое-то время следователь потерял к ней интерес, но из тюрьмы не выпустил. Через месяц после ареста Анастасию освободили из тюрьмы так же неожиданно, как и арестовали; как впоследствии выяснилось, это было сделано по рекомендации резидента зондерштаба Р Бориса Врангеля, который посоветовал начальнику абвергруппы выпустить Анастасию и организовать за ней слежку, чтобы выявить её контакты. Анастасия от отца узнала о массовых арестах в Скуграх подпольщиков, пытавшихся организовать побег группы военнопленных.

Понимая безвыходность своего положения и предчувствуя новый арест, Анастасия решила во что бы то ни стало передать ленинградским партизанам, вновь активизировавшим диверсионную деятельность, оставшиеся у неё связи с уцелевшими подпольщиками и, покинув ночью город, трое суток ходила по окрестным деревням, пока не нашла нужных ей людей. Возвращаясь домой, Анастасия узнала от знакомых, что её родителей и сына Константина арестовали. Догадываясь о смерти старшего сына Юрия (он погиб в 1942 году в результате несчастного случая во время отдыха в партизанском лагере) и опасаясь за жизнь младшего сына Константина, Анастасия отказалась от мысли скрыться из города и вернулась домой, где её ждала засада; её тут же арестовали, а её родителей и сына выпустили (отец Анастасии вскоре заболел и умер).

Слайд экскурсию можно посмотреть здесь: https://vk.com/doc-88273530_446535166

В августе 1943 года Анастасию отправили в Порхов, где контрразведчики из отделения СД фон Фогель, Тродлер, Тимман и Михельсон пытались склонить её к сотрудничеству и заставить выдать оставшихся подпольщиков. Следователь Тимман подверг её пытке электрошоком; она несколько раз теряла сознание, но отказывалась говорить. Через некоторое время оберштурмфюрер Тродлер решил применить к ней новое испытание, получившее известность как «пытка жаждой жизни»; его смысл заключался в том, что «если после мучительной пытки узнику дать возможность побывать на воле, побродить в парке, хорошо покушать и выпить, он дрогнет, станет на колени». В одну из августовских ночей Тродлер вывез Анастасию на окраину Порхова к руинам древней крепости и дал ей возможность погулять и посидеть на берегу реки Шелони. Но и после этого она в грубой форме отказалась от сотрудничества с гитлеровцами.

После того, как Анастасия отказалась от сотрудничества с Тродлером, он приказал отправить её к «одноглазому дьяволу» — в Заполянский лагерь, находившийся недалеко от Порхова, комендантом которого работал одноглазый унтерштурмфюрер Гембек. В Заполянском лагере, где содержались и подвергались пыткам подпольщики, партизаны и военнопленные, отказывающиеся от сотрудничества с немецкими властями, и за 10 месяцев существования которого было убито более трёх тысяч человек, Анастасия старалась всячески помогать другим пленным и пользовалась их уважением. Через Александру Лубкову — жену попавшего в плен партизана Василия Лубкова (впоследствии бежавшего из лагеря, но погибшего на пути домой), которая приходила к мужу на свидание — Анастасия передала своим родным информацию о своём местонахождении.

Сын Анастасии Константин узнал о местонахождении матери и несколько раз навещал её, совершая пешие переходы из Дно в Заполянье и пользуясь разрешением разговаривать через проволоку. 18 сентября 1943 года Константин последний раз навестил мать; догадываясь о том, что её вскоре расстреляют и опасаясь, что и его могут арестовать, она велела ему больше её не навещать, а уйти из города в лес к партизанам. Константин обдумывал возможность спасти мать, но понимал, что он со своими несколькими товарищами вряд ли сможет организовать побег матери, измученной к тому же длительным заключением и пытками, из сильно охраняемого лагеря. Выполняя указание матери, он со своим другом Константином Ивановым покинул Дно и ушёл в лес к партизанам, впоследствии стал солдатом Красной Армии, после демобилизации работал инженером в Нижнем Тагиле и Новгороде, дожил до преклонных лет.

13 октября 1943 года Анастасию по указанию коменданта лагеря Гембека расстреляли.

15. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г. № 3574-VI (накануне 20-летия Победы в Великой Отечественной войне) Бисениек Анастасии Александровне, участнице дновской подпольной организации (Псковская область) и ещё 8 участникам подпольных организаций и партизанских отрядов присвоено звание Героя Советского Союза (8 из 9 — посмертно).

На железнодорожной станции Дно на постаменте установлена гранитная мемориальная доска с надписью «Здесь, на станции Дно, в период временной немецко-фашистской оккупации города работала участница подпольной организации, Герой Советского Союза Бисениек Анастасия Александровна. Мужественная патриотка зверски замучена фашистскими палачами в октябре 1943 года. Вечная слава героям, отдавшим свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины». Имя Бисениек присвоено одной из центральных улиц города Дно.

16. Скорбящий ангел. Рядом с вокзалом вдоль путей протянулась един­ственная улица пристанционного поселка, названная Невским проспектом. Сейчас это Невская улица. Если следовать по ней, то мы придем к памятнику «Скорбящий ангел»

Памятник жертвам первой бомбежки города открыли на месте трагедии в Дно. Здесь 9 июля 41-го года после фашистского налета на паровозное депо и железную дорогу погибло более 100 мирных жителей. В основном – женщины, старики и около 80-ти детей. Все они стояли в очереди за хлебом и рыбой в железнодорожный магазин «Каменная лавка».

Очевидцы вспоминают, девятого июля сорок первого года день выдался такой же жаркий. К «Каменной лавке», на месте которой и установлен памятник, еще с самого утра выстроилась огромная очередь за хлебом. Со своей двоюродной сестрой сюда пришел и пятилетний Коля.

 

НИКОЛАЙ ХАРЛАМОВ, ОЧЕВИДЕЦ:
Ну и сестра говорит, сбегай домой, а то сгоришь- солнце было- надеть майку. Ну она меня толканула. Я на крыльце сидел, свесивши ноги, и побежал. И только до дому доскочил, у матери спросил, где майка надеть, и посыпались бомбы. Мать схватила сестренку, ей было 8 месяцев, и за город побежали, подальше от этого места. Вечером приходим, на свой участок приходим, а Леночка лежит под анисовкой, под яблоней, и нет ног.

Портрет погибшей в то утро бабушки принес с собой и Александр Сорокин. Почтить память родных он пришел вместе со своей внучкой и сестрами. Рассказывают, их маму от смертельной бомбежки спасла только работа.

 

ВАЛЕНТИНА ПАВЛОВА:
Наша мама – ее дочь. Тоже было 20 лет. Но мама была на работе, работала на электростанции. Когда разбомбили вот здесь, они все на подводах увозили, и 10 июля мы хоронили, вот они хоронили свою маму.

У жителей Дно воспоминания об этом авианалёте одни из самых страшных. Ведь тогда в очереди за хлебом погибло более 100 мирных жителей, около 80-ти – дети.

Долгое время на месте трагедии не было ничего, кроме заросшей канавы, ржавой водопроводной трубы и свалки. С инициативой увековечить памятное место выступили сами жители города. Они же собирали деньги. Большую часть выделили железнодорожники, а также городская и районная Администрации.

 

Жители города уже сейчас называют это трагическое место святым. Ведь самое страшное, говорят они, когда жертвами войны становятся дети.

17. Бои за освобождение важного железнодорожного узла Дно начались 22 февраля 1944года. На рассвете, после мощной артиллерийской поготовки, наши войска овладели несколькими опорными пунктами противника и продолжали движение вдоль железной догори Старая Русса-Дно. Штурм города начался 23.02. в 23.00 час. Это было полной неожиданностью для фашистов. С большим запозданием они открыли артиллерийский заградительный огонь. К этому моменту танковый десант 137-й отдельной стрелковой бригады прорвался в район паровозного депо, уже взорванного гитлеровцами. Завязались уличные бои. С севера, сбивая вражеские эшелоны, проходили танкисты и пехотинцы частей Ленинградского фронта. На расвете, преследуя отступавшего врага , наши части вышли на южную и западную окраины догоравшего города. 24.02. в 21.00час. столица нашей Родины москва залпами из 124 орудий салютовала доблесны войскам, освободившим город. А 26.02 были изданы два приказа Верховного Главнокомандующего, которыми соединениями и частями, отличившимся при освобождении Дно , присвоить наименования "Дновских". В приказах были названы:23-я гвардейская стрелковая дивизия, 182-я стрелковая дивизия, 137-я отдельная стрелковая бригада, 37 и 239-й танковые полки 2-го Прибалтийского фронта; 288-я стрелковая дивизия, 16-я отдельная танковая Краснознаменная бригада, 499-й армейский минометный полки, 823-й отдельный разведывательный артиллейский дивизион и 539-й отдельный моторизованный инженерный батальон Ленинградского фронта.

Монумент установлен в 1965 г. Композиция: обелиск с изображением ордена Отечественной войны, увенчанного звездой; знамя с датами «1941-1945 гг.»; доска с названием частей, получивших название Дновских (за освобождение города), и Вечный огонь (смонтирован в 1987 г.). (Высота 4,5 м). Примечание. Город освобождали: Дновские 23-я гвардейская, 182-я стрелковые дивизии, 137-я отдельная стрелковая бригада, 37-й и 239-й танковые полки Второго Прибалтийского фронта, 288-я стрелковая дивизия, 6-я отдельная танковая Краснознаменная бригада, 499-й армейский минометный полк, 823-й отдельный артразведдивизион, 539-й отдельный инженерный моторизованный батальон Ленинградского фронта.

18. 7 ноября 1965 году здесь замуровали письмо к потомкам 2017 года, выгравировано на табличке.

19. 27 января 1924 года, в день похорон Ленина, газеты напечатали Постановление II Съезда советов Союза ССР о памятниках вождю. Кроме общих слов о вечной жизни Ильича в умах и сердцах современников и грядущих поколений и героической борьбе трудящихся за победу социализма во всех странах, постановление предписывало Президиуму ЦИК СССР разработать и утвердить проекты памятников Ленину в Москве, Харькове, Тифлисе, Минске, Ленинграде и Ташкенте и установить сроки их сооружения.
Этот документ дал старт официальной монументальной лениниане, разродившейся за последующие 60 с лишним лет тысячами и тысячами каменно-бронзовых Ильичей.

Сосчитать, сколько памятников Ленину было установлено в России, практически невозможно. Никаких подсчётов все советские годы не велось, справочные издания, посвящённые объектам истории и культуры, крайне неполны, информация о памятниках в регионах централизованно не собиралась.
Если вспомнить математику и заняться экстраполяцией, то к тем 5000 фотографий памятников, которые уже
удалось отыскать, следует прибавить ещё не меньше двух тысяч — и в основном эта прибавка произойдёт за счёт маленьких населённых пунктов. Иными словами, в России было установлено не менее 7000 памятников и бюстов Ленину.

20. Братское кладбище расположено в городском сквере г.Дно. В 1946 году на кладбище был установлен гранитный обелиск высотой 3.5м и 2 скульптуры советских воинов с опущенными мечами в руках высотой 2м. На кладбище расположены 13 могильных холмов с уложенными на них надгробными плитами с указанием фамилий захороненных воинов. На обелиске надпись:"Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины". Кладбище обнесено металлической оградой размером 3на5м.

21. Братская могила. 25 мая 1919 г. Обелиск установлен в 1922 г. над братским захоронением бойцов красной Армии, погибших в боях под Псковом. Их тела были привезены в Дно поездом.

22. Дно стал для немцев плацдармом для броска на Петербург. Тут они первым делом заняли аэродром, расположенный в 6 километрах от города. Он называется Гривочки по имени расположенной рядом деревни. С этого аэродрома немцы летали бомбить ближайшие к Дновскому районы Псковской области. Конечно, советские войска пытались разгромить этот аэродром. Подтверждение этому появилось в 1988 году. Тогда было засушливое лето, и протекающая рядом с аэродромом река Полонка обмелела. Во время купания один мужчина нырнул и ударился о что-то металлическое, он нырнул ещё раз, чтобы определить какой предмет лежит на дне. Это оказался винт от самолёта. Его достали и по сохранившемуся номеру мотора на этом винте определили, что изготовлен он был на Ленинградском заводе. После этого удалось установить, кто, когда и зачем летел на самолёте, от которого отвалился тот самый винт. Оказалось, что на бомбёжку немецкого аэродрома вылетели одновременно три самолёта, два из них были сбиты, а третий вернулся на базу. В каждом из подбитых самолётов были по три члена экипажа, так вот пятеро из них погибли, а одному удалось выжить. В память о погибших в День авиации в 2010 году в Гривочках установили памятный знак. В сквере в память об экипаже самолета ил-4 4 АП АДД зАД Адд установлен памятник с надписью на табличке: летчик лейтенант Трушин, Штурмовик- лейтенант Богданов, воздушный стрелок и радист ст. сержант Кириченко, воздушный стрелок ст. сержант толяров. Погибшим 5 ноября 1942 года у д. Скобенец Дновского района при нанесении бомбордирующего удара по аэродрому «Гривочки»

23. Центральный парк в городе Дно - живописный уголок города для прогулок и занятий спортом.

24. 1998-99 год

25. Памятник Пушкину.

В 2003 году был установлен барельеф Пушкина. Заказ на его изготовление Дновская администрация адресовала Военно-мемориальной компании, та – художнику Юрию Яшину, который обратился к мастеру деревянной скульптуры, своему другу–художнику и преподавателю Александру Корастылеву.

Был вылеплен и оригинальный барельеф Пушкина в пластилине – в размер будущего памятника. Потом девственная глыба из карельского мрамора была подвергнута тщательному анализу на дефектность, и началась многомесячная творческая работа. Анатомически и пропорционально образ поэта безукоризнен.

Современный монумент — подарок районному центру от Российскоговоенно-исторического общества. Ранее жители муниципального образования обращали внимание, что прежний памятник поэту в сквере Дно находится в плачевном состоянии. По решению руководства РВИО вместо полуразрушенного глиняного памятника Александру Пушкину был установлен новый. Скульптор бюста из литьевого гранита Денис Стритович.

Почетное право открыть монумент было предоставлено заместителю исполнительного директора Российскоговоенно-исторического общества (РВИО) Владимиру Балашову и Главе Дновского района Валентине Тюриной.

26. Заложена 08.07.2010 в честь 85-летия г. Дно

27. Храм Михаила Архангела находится в городе Дно на небольшом возвышении, расположенном в самом конце улицы Советской, над проезжей дорогой Дно-Новгород, а вокруг церкви стоят массивные старинные тополя. Церковь была возведена в послевоенный период 1812 года, что, по всей вероятности, связано с ознаменованием победы, а также памяти всех погибших на этой войне. Храм строился на денежные средства генерал-майора В.В. Ададурова в 1821 году.

Храм Михаила Архангела считается трехпрестольным: первый престол освящен в честь Архангела Михаила, второй престол – в честь Старорусской Божией Матери и третий – во имя Ильи Пророка.

С западной части примыкает достаточно поздняя, выстроенная из дерева колокольня, заканчивающаяся шпилем..

Храм Михаила Архангела полностью выложен из кирпича, только выполненный из бата цоколь держится на цементном растворе, кровля выполнена из жести, а облицовочная часть фасада выложена из гранитной плитки. В длину церковное помещение составляет 30 метров, в ширину – 22, а в высоту до основания креста – 12 метров.

1930-х закрыта, сломана колокольня. В войну открыта и более не закрывалась

На территории храма есть захоронения священнослужителей, которые некогда обслуживали этот храм. Где эти захоронения, к сожалению, в настоящий момент неизвестно, потому что в советские годы были разрушены кресты и уничтожены сами могилы. В память о дореволюционных служителях перед храмом установлен поклонный крест с голгофой. На территории храма также расположен настоятельский дом, нежилой в данное время, в котором проходят занятия воскресной школы.

Старорусская икона Божией Матери — почитаемая в Православной церкви . У верующих икона почитается чудотворной, празднования её совершаются: 4(17) мая — день принесения копии иконы вСтарую Руссу и 18 сентября (1 октября) — день возвращения чудотворной иконы в Старую Руссу. Самая большая выносная икона в мире (278 см высота, 202 см ширина)[

17 мая и 1 октября в храме Архангела Михаила проходит красивая праздничная служба в честь Старорусской иконы Божией Матери. По легенде, икона была принесена в Старую Руссу греками из Ольвиополя еще в первые времена христианства на Руси. Во время оккупации, в августе 1941 г., она исчезла и до сих пор не найдена. Чтится список иконы, имеющий иной иконографический вариант. ( легенда о Дновской иконе)

Икона при оккупации Старой Руссы германскими войсками была передана в открывшийся в городе храм. В1943 году, при эвакуации из города гражданского населения, она была вывезена в г. Дно и поставлена в Михайловском храме, также открытом в условиях оккупации. После освобождения, в 1946 году, икона была возвращена в Старую Руссу и находится в церкви Святого Георгия в киоте в левом нефе. Именно она ныне почитается верующими как чудотворная.

28. Из архивных документов следует, что библиотека станции Дно открылась в 1919 году. Все упоминания о работе библиотеки довоенного периода утрачены, ее возрождение началось в марте 1944 года в разрушенном городе. Поскольку более раннего упоминания в архивах нет, 1919 год считается датой образования библиотеки в Дновском районе. Со временем библиотека не раз меняла свой адрес, обновлялся коллектив сотрудников. Но традиции библиотечной работы, любовь к книге и преданность профессии до сих пор трепетно сохраняются.

  1. ноября 2003 года организован Дновский поисковый отряд «Память». Отряд – сложившийся коллектив под руководством Павла Панкратова. За годы существования наши поисковики приняли участие в 13 международных, всероссийских и областных Вахтах Памяти. Подняли останки более 60-ти солдат, удалось установить имена трех воинов. Провели поисково - разведовательные экспедиции в своем районе. Перезахоронили останки экипажа танка из деревни Лужки в мемориале деревни Лукомо, останки пяти бойцов, найденных у деревни Костыжицы. Кроме того, организовали два лыжных пробега «Снежный десант» по памятным местам Псковской области и автопробег по маршруту захоронений наших земляков Героев Советского Союза (Порхов, Невель, Холм, Минск).

В 2009 году поисковый отряд «Память» переименован в поисковый отряд «Дновский крест» (в честь названия в годы Великой Отечественной войны стратегического объекта станции Дно). Они создали музей военных трофеев, которые нашли во время раскопок. О своих находках рассказывают посетителям музея.

29. Паровозное депо. 1941-1942 гг. Паровозное депо, где активно действовали коммунисты-подпольщики В. Э. Капустин, Ф. Н. Давыдов, С. А. Скриповский. Мемориальная доска установлена в 1968 г. в сквере у конторы. (Размер доски 110 х 60 см). Примечание. Депо и станция Дно открыты в 1897 г., сквозное движение по железной дороге – 11 ноября 1897 г.
Г. Дно. Памятный знак.

7 мая 1965 г. установлен обелиск в честь железнодорожников, работников депо, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Автор – П. Я. Дибров.
Слайд-экскурсию можно посмотреть здесь: https://vk.com/doc-88273530_446535166?dl=89d17cf987597e5436

Просмотров: 42 | Добавил: РКЦ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 22.09.2017, 21:40
Приветствую Вас Гость
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 40
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2017